Металлы используются повсеместно. Большая доля их сплавы железа. Но железо окисляется на открытом воздухе, ржавеет. Если изделие не защитить, то постепенно ржавчина его "съест". Поэтому люди нашли действенные способы борьбы с коррозией.

  • Металлоконструкции и кованые изделия, которые больше подвержены агрессивному воздействию внешней среды, напр., где влага, мороз, температурные перепады, разъедающие металлы реагенты, соли, газы от автомобильных выбросов, вибрации и др. - защищают более надежно.
  • Те, которые предназначены находиться в комфортных условиях помещений - требуют меньшей защиты. Здесь уже более важна эстетическая красота при обработки металла от коррозии.

    Для защиты черной стали, ковки, чугуна применяют специальные методы, покрытия и пропитки

    1. Современные краски Грунт-эмаль "3в1" по металлу и ржавчине.

    В них есть преобразователь ржавчины, грунтовка, декоративная эмаль, они предотвращают появления коррозии. Сейчас это самый используемый вариант для покрытия металлоконструкций из черной стали и ковки. Наилучшее соотношение качества и цены.

    Поверхность предварительно надо подготовить:

  1. Удалить ржавчину. Механически - лучший результат. Или с помощью растворителя "ржавоеда".
  2. Очистить от пыли, грязи, жирового налета.
  3. Возможно перед покраской нужно покрыть дополнительно грунтовкой.

    Грунт-эмаль "3в1" есть с молотковым эффектом. Отличается необычным структурным рисунком, создающим рельефный художественный эффект. Чем больше слой, тем рельефней.


    2. Грунтовка поверхности.

    Предварительно поверхность тщательно зачищается механически от ржавчины. Болгаркой, металлической щеткой, наждачкой.

    Также быстро очистить большую поверхность можно с помощью пропановой горелки. В ее пламени старое покрытие сгорит, а ржавчина и продукты горения отслоятся.

    Потом грунтуют и после покрывают финишной краской или лаком.

    Грунтовки бывают разных составов:

  • для преобразования ржавчины;
  • для лучшего сцепления последующей окраски с поверхностью;
  • для выравнивания поверхности;
  • изолирующие - для защиты от влаги и кислорода;
  • и другие.

    3. Покрытие краской, эмалями и лаками.

    На акриловой основе. Больше других подходят для металла.

  • Водорастворимые, потому нетоксичные и негорючие.
  • Используются также на взрывоопасных объектах. Выдерживают температуру до 120 °С и могут быть использованы, напр., для окрашивания радиаторов отопления.
  • Долговечны, не подвержены растрескиванию, выцветанию и являются хорошей защитой от коррозии металлоконструкций.
  • Не имеют резкого запаха.

    Акриловые краски идеально подходят для внутренних и наружных работ.

    Масляные. Не подходят для металла, нетоксичны, но недолговечны и плохо защищают от коррозии.

    На алкидной основе. При окраске токсичны, после высыхания безопасны.

    Достаточно популярны, так как обладают высокой степенью сцепления с поверхностью. Плохо выдерживают высокие температуры (максимум 80 °С), применяют для внутренних и наружных работ. Из плюсов: стоят меньше.

    Эпоксидные. Токсичны, но защищают от высоких температур, выдерживает 120 °С.

    Наиболее термостойкие полиуретановые покрытия (до 150 °С), эпоксидно-битумные (до 400 °С), краски на основе силиконовых смол (до 600 °С).

    Нитро краски. Наносятся методом распыления, разводы от кисти исключены.

    Используются для окраски малых поверхностей, токсичны, недолговечны, мало подходят для металлов.

    Эмали. Имеют высокую схватываемость, хорошо ложатся на металлическую поверхность. Но токсичны, плохо переносят воздействие высоких температур и являются горючими.

    Для защиты от ржавчины хорошо подходят антикоррозийные грунтовки и составные грунт-эмали. Есть с пометкой «атмосферостойкая» - этот состав разработан с учетом всех внешних факторов, которые ожидают покрытие на улице.


    4. Порошковая окраска при нагреве в камерах опыления.

    Эстетически однородней обычной, покрытие служит дольше. Но стоит дороже. И если изделие большое, то будут дополнительные расходы на разборку-сборку, транспортировку железной конструкции.

    Минус такого способа обработки. Сварочные швы, декоративная и объемная ковка требуют более глубокой слоя, а порошковая однородно наноситься по всему изделию. К тому же, с труднодоступных выемок порошок в процессе работ может частично осыпаться и они в результате не окрасятся. Поэтому в этих узлах соединения или рельефности сразу или точно через неделю-другую где-то да выступит налет окисления металла. Зная это, мы после камер опыления дополнительно доводим такие участки распылением из баллончиков. В процессе эксплуатации металлоконструкций тоже может потребоваться подкраска. В целом, на ровном изделии порошковая служит дольше, но рельефные места лучше прокрашивать обычным способом.

    Выбирая белый цвет, надо знать, что он очень маркий. Придется периодически обновлять покрытие свежей окраской и мыть/протирать изделие от загрязнений. Особенно это актуально для конструкций на улице. На улице они, скорее всего, сразу же будут кем-то или чем-то поцарапаны, откроется металл и выступит очень заметная на белом фоне коррозия.
    Возможно, из-за таких моментов с чистыми маркими оттенками большей популярностью пользуется обработка с эффектами декорирования "под старину". Благородно, красиво и требуется минимальный уход в процессе эксплуатации.


    5. Пропитка маслом для защиты от коррозии.

    Очистить, вытереть насухо, быстро нагреть, окунуть в или смазать машинным маслом. Качественней защита получается при обработке нового изделия, поры железа которого ещё не загрязнены. Масло проникает в поры, образует тонкую защитную пленку. Так ранее, да и сейчас, защищают чугунную посуду. Только масло используют пищевое растительное или животные жиры.


    6. Горячее цинкование.

    Покрытие железных конструкций, изделий, деталей слоем цинка. Цинк не дает проникнуть к железу кислороду. Кислорода для окисления нет, значит нет ржавчины. Срок службы цинкового покрытия, которое сделано в промышленных условиях и если нет значительных механических повреждений цинкового слоя - лет 50-70.

    Горячее цинкование происходит при погружении железных изделий и листов в ванну с разогретым до 460 °C цинком. Цинк вступает в реакцию с кислородом, образуется оксид цинка (ZnO), далее оксид взаимодействует с двуокисью углерода и образуется слой твердого и матово-серого с виду карбоната (ZnCO3).

    Горячее цинкование применяется в промышленных масштабах. Есть искл., большие конструкции не всегда можно по составляющим разобрать и привести в гальванический цех.

    Пример сферы применения в повсеместном строительстве оцинкованного железа: оцинкованные профилированные листы стали для заборов и накрытия крыш.


    7. Холодное цинкование или окрашивание цинкосодержащими составами.

    Здесь главное тщательно подготовить поверхность перед нанесение защиты, т.е. механически очистить от ржавчины.

    Если изделие не новое и подверглось сильной коррозии, то этот способ не подходит. Очистить полностью большое заржавелое изделие - долго и не рентабельно. Но если коррозии мало и она вся будет удалена и потом сверху поверхность будет покрыта таким составом, то это надежная защита.

    Также применяется для закраски только что поврежденного слоя цинка, который был нанесен методом горячего цинкования. Но качество такой защиты меньше, чем качество слоя цинка нанесенного в гальваническом цехе.


    8. Метод патинирования.

    Защита ковки от коррозии с дополнительными эстетическими эффектами "под старину". Т.е., искусственно состаренная ковка, когда поверхности кованых изделий придается желаемый эстетичный внешний вид с помощью специальных красок и составов.

    В рознице есть несколько универсальных составов, возможно, не очень подходящих в каждом конкретном случае. Для правдоподобности нужного эффекта лучше использовать уникальные составы для каждого оттенка. Они составляются в каждом случае декорирования отдельно, в магазинах в готовом виде отсутствуют.

    Патинирование - это визуально многотонность определенного цвета.

    Больше патинирования распространены универсальные цветовые решения, которые проще сочетать друг с другом и с основным цветом. Напр.,:

  • темная ковка с золотыми или серебряными вставками;
  • молочно-белая основная окраска с зелеными, коричневыми или золотыми листьями, завитками.

    Сверху эффект патины, многоцветности каждого оттенка. Тогда будет смотреться объемно, интересней.

    Можно доработать сухой кистью, губкой, тряпкой по непросохшей краске для придания потертости, рельефа поверхности.

    Финишно покрыть бесцветным лаком или оставить как есть.