Металлы используются повсеместно, большая доля их - сплавы железа, отсюда даже наша эпоха названа "Железным веком".

    Железо подвержено покрытию ржавчиной - окислению на открытом воздухе. Если железное изделие не защитить, то постепенно ржавчина его "съест". Поэтому люди нашли действенные способы борьбы с коррозией железа.

    Металлоконструкции из железа и кованые изделия, которые больше подвержены агрессивному воздействию внешней среды, напр., где влага, мороз, температурные перепады, разъедающие металлы реагенты, соли, газы от автомобильных выбросов, вибрации и др. - обрабатывают для защиты от коррозии более надежно.

    Те, которые предназначены находиться в комфортных условиях помещений - требуют меньшей защиты. И здесь уже более важна эстетическая красота при обработки металла от коррозии.

    Для защиты черной стали, ковки, чугуна применяют специальные методы, покрытия и пропитки:

    1. Современные краски Грунт-эмаль "3 в 1" по металлу и ржавчине, в них есть преобразователь ржавчины + грунтовка + декоративная эмаль. Они предотвращают появления коррозии. Сейчас самый используемый вариант для защиты металлоконструкций из черной стали и ковки. Наилучшее соотношение качества и цены. Чаще всего при работе мы используем именно их.

    Поверхность предварительно надо подготовить. Удалить ржавчину, механически (лучший результат) или с помощью растворителя "ржавоеда". Очистить от пыли, грязи, жирового налета, возможно предварительно покрыть дополнительно грунтовкой.

    Такая краска есть с молотковым эффектом, отличается необычным структурным рисунком, создающим рельефный художественный эффект. Чем больше слой, тем рельефней.

    2. Грунтовка поверхности железа.

    Предварительно поверхность тщательно зачищается механически от ржавчины (болгаркой, металлической щеткой, наждачкой). Быстро очистить большую поверхность можно с помощью пропановой горелки. В ее пламени старое покрытие сгорит, а ржавчина и продукты горения отслоятся. Потом грунтуют и после покрывают финишной краской или лаком.

    Бывают разные составы. Изолирующая - для защиты от влаги и кислорода. Есть грунты для преобразования ржавчины, для лучшего сцепления последующей окраски с поверхностью, для выравнивания поверхности и др.

    3. Покрытие краской, эмалями и лаками.

    Для металла больше подходят на акриловой основе - водорастворима, потому нетоксична и негорючая, ее используют на взрывоопасных объектах. Выдерживает температуру до 120 °С и может быть использована, напр., для окрашивания радиаторов отопления. Долговечна, не подвержена растрескиванию, выцветанию и является хорошей защитой от коррозии. Не имеет резкого запаха. Краска идеально подходит для внутренних и наружных работ.

    Масляные - не подходят, нетоксичны, но недолговечны и плохо защищают от коррозии.

    На алкидной основе - при окраске токсичны, после высыхания безопасны. Достаточно популярны, так как обладают высокой степенью сцепления с поверхностью. Плохо выдерживают высокие температуры (максимум 80°С), применяют для внутренних и наружных работ. Из плюсов: стоит меньше.

    Эпоксидные - токсичны, но защищают от высоких температур, выдерживает 120 °С.

    Наиболее термостойкие полиуретановые покрытия (до 150 °С), эпоксидно-битумные (до 400 °С), краски на основе силиконовых смол (до 600 °С).

    Нитро краска - наносится методом распыления, разводы от кисти исключены. Используется для окраски малых поверхностей, токсична, недолговечна, мало подходит для металлов.

    Эмали - имеют высокую схватываемость, хорошо ложатся на металлическую поверхность. Но токсичны, плохо переносят воздействие высоких температур и являются горючими.

    Для защиты от ржавчины хорошо подходят антикоррозийные грунтовки и грунт-эмали. Есть краски с пометкой «атмосферостойкая» - этот состав разработан с учетом всех внешних факторов, которые ожидают покрытие на улице.

    4. Порошковое опыление при нагреве в окрасочно сушильных камерах. Результат эстетично однородней обычной покраски, покрытие служит дольше. Но стоит дороже простой покраски. И если изделие большое, то будут дополнительные расходы на разборку-сборку, транспортировку железной конструкции.

    5. Пропитка маслом для защиты от коррозии железа. Очистить, вытереть насухо, быстро нагреть, окунуть в или смазать машинным маслом. Качественней защита получается при обработке нового изделия, поры железа которого ещё не загрязнены. Масло проникает в поры железа, образует тонкую защитную пленку. Так ранее, да и сейчас, защищают чугунную посуду от коррозии. Только масло используют пищевое растительное или животные жиры.

    6. Горячее цинкование - покрытие железных конструкций, изделий, деталей слоем цинка. Цинк не дает проникнуть к железу кислороду. Кислорода для окисления нет и отсюда нет ржавчины. Срок службы цинкового покрытия, которое сделано в промышленных условиях и если нет значительных механических повреждений цинкового слоя - лет 50-70.

    Горячее цинкование происходит при погружении железных изделий и листов в ванну с разогретым до 460°C цинком. Цинк вступает в реакцию с кислородом, образуется оксид цинка (ZnO), далее оксид взаимодействует с двуокисью углерода и образуется слой твердого и матово-серого с виду карбоната (ZnCO3).

    Горячее цинкование применяется в промышленных масштабах. Есть искл., большие конструкции не всегда можно по составляющим разобрать и привести в гальванический цех.

    Пример сферы применения в повсеместном строительстве оцинкованного железа: оцинкованные профилированные листы стали для заборов и накрытия крыш.

    7. Холодное цинкование и окрашивание цинкосодержащими составами. Здесь главное тщательно подготовить поверхность перед нанесение защиты, т.е. механически очистить от ржавчины.

    Если изделие не новое и подверглось сильной коррозии, то этот способ не подходит. Очистить полностью большое заржавелое изделие - долго и не рентабельно. Но если коррозии мало и она вся будет удалена и потом сверху поверхность будет покрыта таким составом, то это надежная защита.

    Также применяется для закраски только что  поврежденного слоя цинка, который был нанесен методом горячего цинкования. Но качество такой защиты меньше, чем качество слоя цинка нанесенного в гальваническом цехе.

    8. Метод патинирования - защита ковки от коррозии с дополнительными эстетическими эффектами "под старину". Т.е., искусственно состаривается ковка и придается поверхности кованых изделий желаемый эстетичный внешний вид с помощью специальных красок и составов. В рознице есть несколько универсальных составов, возможно, не очень правдоподобных. Натуральней уникальные составы для каждого оттенка, составляются отдельно, в магазинах в готовом виде отсутствуют. Патинирование - это визуально многоцветность определенного цвета.
    Больше распространены универсальные цветовые решения, которые проще сочетать друг с другом и с основным цветом. Напр., темная ковка с золотыми или серебряными вставками; молочно-белая основная окраска с зелеными, коричневыми, золотыми листьями, завитками. Сверху эффект патины, многоцветности каждого оттенка. Тогда будет смотреться объемней, интересней. Можно доработать сухой кистью, губкой, тряпкой по непросохшей краске для придания потертости, рельефа поверхности. Потом можно покрыть бесцветным лаком.